Москва и Казань закрывают "памятник общей глупости"
15 января 2004 года

Судостроительный завод, основанный в 1895 году, является одним из крупнейших в России производителей военных и гражданских судов малого и среднего класса. Предприятие производит баржи, бронетанкеры, противолодочные корабли, рыбодобывающие суда, малые десантные корабли на воздушной подушке, транспортные рефрижераторы неограниченного района плавания, сторожевые корабли типа «Ягуар». Однако ежегодное сокращение оборонного заказа привело к финансовому кризису предприятия. Сейчас кредиторская задолженность составляет 630 млн руб. и равна годовому объему производства последних лет.
ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. Горького» был акционирован со 100% госдолей в апреле 2003 года. Уставный капитал составил 300 млн руб. За месяц до преобразований произошла смена руководства предприятием. Генерального директора Геннадия Алексеева, возглавлявшего завод с начала 90-х годов, сменил Юрий Ковалев.
Предполагалось, что стратегическим инвестором предприятия выступит ООО «Корус-холдинг», близкое к ОАО «Татнефть». По неофициальной информации, именно «Корусу» передали в доверительное управление 100% пакет акций. Предприятие, по словам генерального директора судостроительного завода Юрия Ковалева, проявляло интерес к достройке двух нефтеналивных танкеров, заложенных еще в 90-х годах. Правда, заместитель гендиректора «Татнефти» Наиль Маганов в разговоре с корреспондентом „Ъ“ скептически отзывался об этом проекте, указывая на неопределенность положения зеленодольского завода. «Кто его собственник — до сих пор непонятно», — отметил он.
И действительно, приватизация завода, в результате которой госпакет перешел в собственность Татарстана, вызвала недовольство российского агентства по судостроению, которое считало оборонный завод совместной собственностью федерального центра и республики. Но еще большее недовольство агентства вызвало то, что оно не участвовало в процессе преобразования завода и с ним не была согласована кандидатура нового гендиректора.
Спустя некоторое время смена собственника на заводе вызвала нападки и со стороны надзорных органов. В конце прошлого года прокуратура РТ провела проверку законности приватизации завода, после чего обратилась в арбитражный суд РТ. Прокуратура потребовала признать незаконным постановление Министерства земельных и имущественных отношений (МЗИО) РТ о преобразовании собственности предприятия и, как следствие, просила признать недействительной сделку по передаче имущества завода в созданное АО «Зеленодольский судостроительный завод им. Горького». Впрочем, прокуратура проиграла дело.
Тогда уже российское агентство по судостроению обратилось с подобным иском против МЗИО РТ в арбитражный суд Москвы, однако затем неожиданно отозвало иск. Вчера это подтвердили „Ъ“ в юридической службе агентства. Иск был отозван после поездки вице-премьера РФ Бориса Алешина по Татарстану, во время которой он назвал кризис на судостроительном заводе «памятником общей глупости».
Прекратив судебные разбирательства, стороны, похоже, принялись искать компромисс. Как стало известно „Ъ“, вчера представители агентства по судостроению вместе с татарстанской стороной обсуждали в Москве схему реформирования оборонного завода. Наиболее вероятным называется вариант вхождения зеленодольского предприятия в ОАО «Концерн малого и среднетоннажного кораблестроения». По данным „Ъ“, татарстанская сторона рассматривает возможность передачи концерну 75% минус одна акция ОАО «Зеленодольский судостроительный завод». Таким образом, у правительства РТ останется блокирующий пакет акций. Впрочем, замминистра экономики и промышленности Татарстана Сергей Мухин воздержался от официальных комментариев по поводу предстоящих преобразований, заявив, что пока «рано делить шкуру неубитого медведя».
ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА, "Коммерсантъ-Волга-Урал"